Арт-медиация: технология создания инклюзивных экскурсионных программ
DOI:
https://doi.org/10.24412/1995-0411-2021-2-47-57Ключевые слова:
инклюзивный туризм, люди с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, музей, выставка, адаптация, арт-медиация, экскурсияАннотация
Туристские услуги для людей с ограниченными возможностями здоровья требуют от исполнителей особых подходов к адаптации социокультурной среды. Параллельно с развитием безбарьерной среды, важно создавать новые методы подачи информации во время экскурсий и посещений социокультурных объектов. Экспериментальными площадками по апробации новых способов взаимодействия с людьми с ОВЗ являются современные музеи, которые активно внедряют разнообразные технологии «культурного посредничества» – арт-медиации. В этом смысле инклюзивные программы в музее могут быть рассмотрены как особая ниша социального туризма. В каждом музее разрабатываются свои технологии арт-медиации, которая обусловлена тематикой и масштабом экспозиции, а также особенностями целевой аудитории. В статье на примере реализации проекта «ВОСприятие – мобильная лаборатория арт-медиации для людей с инвалидностью» представлен опыт создания инклюзивной выставки «Сад поэта: взаимодействие», которая изначально создавалась для людей с инвалидностью по зрению, но в процессе приема туристских групп с использованием техники арт-медиации, выяснилось, что выставка доступна разным категориям посетителей, т.е. инклюзивна. Авторы детально описывают этапы программы арт-медиации и анализируют основные результаты взаимодействия с людьми с ОВЗ, полагая, что данный кейс может быть применим и к другим экскурсионным программам и выставкам. Основной вывод, к которому приходят авторы статьи – техника арт-медиации является универсальным приемом создания инклюзивных экскурсионных продуктов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Балаш А.Н. Музей как «Другое пространство» культуры // Музей – Памятник – Наследие. 2018. №1(3). С. 12–22.
Воробьева В.Д. Медиация как способ музейной коммуникации: мировой опыт и становление в России // Социально-гуманитарные знания: взгляд молодых исследователей: Мат. межвуз. студ. науч.-практ. конф. / Под ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцова. 2019. С. 23–29.
Григорьева М.И., Лившиц Е.В., Фирсова А.В. Арт-медиация: инновационный подход к расширению инклюзивного социокультурного пространства // Традиции и новации в психологии и социальной работе: Сб. III Междунар. науч.-практ. конф. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского гос. ун-та им. У.Д. Алиева, 2020. С. 73–79.
Дьяченко А.В. Метатеоретические исследования искусства музейной организации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №1 С. 7–17. DOI: 10/24411/1995-0411-2018-10102.
Ильинская Н.И. Арт-медиация в России и Франции: компаративный анализ // Художественное образование и наука. 2020. №4. С. 149–154.
Конанова Е.И. Инклюзивный туризм. Создание социокультурной и толерантной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья // Успехи современной науки и образования. 2016. Т.2. №12. С. 136–140.
Межова Л.А., Летин А.Л., Луговская Л.А. Теория и практика организации инклюзивного туризма в России и за рубежом // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1(1). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17354 (Дата обращения: 28.01.2020).
Темякова Т.В. Состояние рынка инклюзивного туризма в России // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №7. URL: https://e-koncept.ru/2017/570146.htm (Дата обращения: 27.01.2020).
Фирсова А.В., Лившиц Е.В. Формы работы с литературным наследием в музее «Дом Пастернака» // Музей. Памятник. Наследие. 2019. №2(6). С. 123–131.
Харитонова Н.В. Пономарева Д.Г. Современный музей как форма досуга и туристский аттрактант // География и туризм: Сб. науч. тр. Пермь, 2017. Вып. 16. С. 63–71.
Шиманская К.И. Арт-медиация – посредничество в рамках художественной коммуникации // Социальная антропология Сибири. 2020. Т.1. №2. С. 6–12.
Bulatova A., Melnikova S., Zhuravleva N. The Significance of Art Mediation in Bridging the Communication Gaps // KnE Social Sciences. 2020. Vol.4. Iss.2. Pp. 374–389. doi: 10.18502/kss.v4i2.6355.
Altinay Z., Saner T., Bahçelerli N.M., Altinay F. The Role of Social Media Tools: Accessible Tourism for Disabled Citizens // Journal of Educational Technology & Society. 2016. Vol.19. Iss.1. Pp. 89–99.
Darcy S., Mckercher B., Schweinsberg S. From tourism and disability to accessible tourism: a perspective article // Tourism Review. 2020. Vol.75. Iss.1. Pp. 140–144. doi: 10.1108/TR-07-2019-0323.
Yves J., Camille R. Mediating Art Mediation in the Louvre Museum: Research Approaches within a Political Project // In Les Enjeux de l’information et de la communication. 2013. Vol.141. Iss.1. Pp. 131–147.
Bationo-Tillon A., Decortis F. Understanding museum activity to contribute to the design of tools for cultural mediation: new dimensions of activity? // In Le travail humain. 2016. Vol.79. Iss.1. Pp. 53–70.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Фирсова А.В., Григорьева М.И., Лившиц Е.В.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.