Нишевые (редкие) виды туризма: особенности, форматы и тренды
Аннотация
В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ №2129-р от 20.09.2019 г., впервые в отечественной практике нормативного регулирования туристской отрасли используется понятие «нишевых видов туризма» в значении «редких видов туризма». При этом критериев, параметров, характеристик таковых не приводится. Редакция журнала «Современные проблемы сервиса и туризма» решила попытаться восполнить этот пробел и обратиться к авторам – экспертам отрасли с предложением охарактеризовать черты и признаки таких видов туризма, попытаться определить их перечень, обозначить тренды их развития и место в общей системе туристской индустрии, а также поделиться опытом изучения таких форм и видов туризма.
Как оказалось, богатство видов и разнообразие форм нишевых (редких) видов туризма столь значительно, а опыт их развития как в России, так и за рубежом, столь богат, что мы не смогли вместить в один выпуск тот перечень статей и практик, которыми стремились поделиться наши авторы. Поэтому данной проблематике мы посвятим первый и второй выпуски журнала текущего года.
Как ни странно, многие эксперты отмечают тот факт, что пандемия COVID-19 и вызванные ею ограничения на популярные и массовые направления и виды туризма в 2020–2021 гг., стали стимулом к развитию и росту востребованности многих нестандартных, необычных, альтернативных видов и форм организации отдыха и туризма для большого числа людей по всему миру. При чем возможности их реализации отличаются высоким уровнем адаптивности, мобильности, вариативности компонентов турпродукта. Так, некоторые нишевые туристские программы оказались легко адаптируемыми к реализации как в более отдаленных местах, так и в непосредственной близости от постоянного места проживания туристов (например, в собственном городе или муниципалитете). Неожиданно большие возможности в программах нестандартных видов и форм туризма увидели для себя отдельные территории, которые осознали, что могут предложить туристам нечто такое принципиально иное, чего нет у их соседей – ближайших конкурентов, и для этого далеко не всегда требуются госпрограммы, концепции, особые модели, и даже специальная «пятизвездочная инфраструктура». Примерами могут служить трущобный туризм, шахтный и терриконовый туризм, авитуризм, аэропортный туризм, экспериментальный туризм, интеллектуальный туризм, джайлоо-туризм, бэкпекинг-хоум-туризм, многие разновидности экологического и сельского туризма, «антитуризм» в самом широком понимании и смысле. Их ключевыми принципами часто провозглашаются активность, осознанность, аутентичность, устойчивость, иммерсивность, фокус на местных сообществах и преобразующий характер самого путешествия. Главной ценностью при этом определяется личный опыт (часто – жизненного масштаба), приобретаемый путешественником. По определению, такие формы и виды туризма не могут быть массовыми и широко популярными. Но они являются именно тем уникальным туристским предложением / продуктом, кардинально отличающимся как принципами организации, так и всеми своими составляющими, от того туризма, к которому абсолютное большинство потребителей турпродуктов привыкли за последние десятилетия бурного развития туристской индустрии.
Авторы выпуска не утверждают, что нишевые (редкие) виды туризма придут на смену массовому туризму или потенциально способны его собою заменить. Но с ними, их бурным ростом и расширением видового разнообразия, индустрия туризма уже не сможет оставаться прежней.
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Афанасьев О.Е.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.